Совместное исследование учителем и учеником возможностей обработки различных видов информации с использованием средств вычислительной техники на уроках информатики в среднем звене.

23 октября 2013 - Елена Бычкова

Ученик  не всегда способен воспринять тяжеловесные логические рассуждения, большой объем теоретического материала. Единственный способ удержать его внимание — включить его в процесс рассуждения. И, как мне кажется, важно именно увлечь ребенка, а не развлечь.

Следует отметить, что в практике традиционного обучения в основном преобладают иллюстративно-объяснительные формы и методы обучения с незначительной по объему самостоятельной работой обучаемых, хотя приоритет по активизации познавательной деятельности принадлежит последнему. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность.

Нельзя давать теоретический материал как догму. Перед подачей и в период закрепления его учитель должен провести подготовительную работу, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения. Учитель формулирует проблему, ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения или проводит практическую работу. При этом учитель должен поощрять собственную точку зрения, оригинальный замысел, отклонения от образца.

Самостоятельная работа –– одно из важнейших средств развития мышления, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса. Самостоятельная работа развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им “вкус” к поиску, к самостоятельным открытиям. При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (выбор уровня сложности т. д.), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, речи, памяти и творческого воображения.

Таким образом, основные теоретические положения по изучаемой теме выводится учениками совместно с учителем из анализа и систематизации рассмотренного на уроке материала, или являются заключением из практических действий, к которым ученики приходят самостоятельно. Направляя эти заключения в необходимое русло, педагог может подвести учеников к такому варианту текста, который используется в предназначенной для данного урока теме.

В предлагаемой методике обучения при сохранении научного языка, максимальном подключении ассоциативного мышления происходит совместное с ребенком исследование предметной области. Например, при изучении в гимназии языка программирования PASCAL (7 класс) наиболее трудным оказывается объясниить ученикам, что такое тип переменой и необходимость его описания. При изучении оператора вывода WRITELN организация занятий построена таким образом, что ученики самостоятельно изучают возможности этого оператора, и при этом появляется возможность познакомить учащихся с различными типами переменных. Работа сотоит из следующих основных этапов:

1.      Выполнение лабораторной работы

2.      Анализ результатов

3.      Выводы

4.      Закрепление материала на контрольном примере

5.      Постановка следующей проблемы

 

Рассмотрим работу учащихся на каждом этапе.

1.      Выполнение лабораторной работы. Цель работы: познакомиться с назначением и некоторыми возможностями оператора WRITELN. Учащимся раздается распечатка задания:

Наберите текст программы:

Begin

Writeln (3+5);

Writeln (‘3+5’);

Writeln (3.7*5);

Writeln (‘3.7*5’);

Writeln (‘успешная работа’);

Writeln (3+5, ‘3+5’);

End.

 

Выполните программу, заполните таблицу (приводится пример уже заполненной таблицы):

Оператор

Результат работы оператора

Writeln (3+5);

8

Writeln (‘3+5=’);

3+5=

Writeln (3.7*5);

1.85000000000000Е+0001

Writeln (‘3.7*5=’);

3.7*5=

Writeln (‘успешная работа’);

Успешная работа

Writeln (3+5, ‘!!!!’,‘3+5’);

8 !!!! 3+5

 

Проанализируйте выполненну работу, ответив на следующие вопросы:

1.      Для чего предназначен оператор WRITELN? (Для организации вывода информации)

2.      Какую информацию выводит оператор WRITELN? (Числовую и символьную)

3.      Как описать вывод какой информации осуществляется? (Символьная информация оформляется апострофами)

4.      Что можно производить с числовой информацией, используя этот оператор? (Производить арифметические вычисления)

5.      С какими числами работал оператор? (Целые и дробные)

 

Записываем в тетрадь выводы:

1.      Оператор WRITELN производит вывод числовой и символьной информации.

2.      Возможности оператора –– производит арифметические вычисления и выводит результат вычислений.

3.      Формат оператора:

WRITELN (операнд1, операнд2, …., операндN);

                                   ì          ‘текст’                        выводится на экран текс без изменений

Операнд «               ï   выражение                       выражение вычисляется и на экран

ï                                             выводится результат

î         число                         выводится указанное число

 

Контрольное задание: Исправьте программу таким образом, чтобы на экране дисплея была следующая информация:

Успешная работа

3+5=8

3.7*5=1.85000000000000Е+0001

 

Задание как правило не вызывает трудностей, в программе достаточно переставить операторы местами и объедить некоторые из них. Пример правильной программы:

Begin

Writeln (‘Успешная работа’);

Writeln (‘3+5=’,3+5);

Writeln (‘3.7*5=’,3.7*5);

End.

 

 

На этом исследование не заканчивается, т.к. анализ выведенных результотов вызывает у учащихся вопрос: что за запись числа мы получили на экране –– 1.85000000000000Е+0001? Учитель поясняет, что так выглядят при выводе числа, называемые в математике дробными. В информатике такие числа принято называть иначе –– вещественные.

Записываем в тетрадь дополнительные сведения:

Целые числа будем называть INTEGER,  дробные числа будем называть REAL.

 

Таким образом, при самостоятельной работе учащиеся не только познакомились с назначением оператора вывода, но и узнали, что числовая информация бывает разного типа, а также сами поставили проблему, которую будем исследовать на следующем уроке –– как при выводе на экран привести дробные числа к привычному для нас виду? На этом уроке можно объявить тему следующего исследования ––форматный вывод вещественных чисел.

 

Таким образом, на уроках информатики в среднем звене утверждение ученых о смещение акцентов с передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, в сторону самостоятельной работы поддерживается за счет активного информационного взаимодействия между преподавателем, учащимися и средствами информационных технологий.

В условиях учебно-информационной среды активизируется деятельность обучаемого. При обучении с использованием средств информационных технологий процесс сообщения готовых знаний и их экспериментальная проверка заменяются экспериментально-исследовательской деятельностью, обеспечивающей самостоятельное открытие обучаемым закономерностей или свойств изучаемых объектов, развивается умение самостоятельно добывать знания, анализировать факты, ситуации, делать обоснованные выводы, широко использовать исследовательские методы, оказывающие огромное влияние на развитие познавательного аспекта деятельности. Средства информационных технологий обладают программно-аппаратными возможностями усиления наглядности в обучении, для сочетания визуальных и вербальных методов при объяснении сложного наглядно-образного материала, дают возможность работы учащихся в интерактивном режиме, незамедлительную обратную связь. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!