Применение структурирования информации при изложении теоретического материала на уроках информатики и ИКТ

1 октября 2013 - Елена Бычкова

 Одной из проблем современного школьника является необходимость запоминать большие объемы информации. Представлена такая информация чаще всего линейно – текстом учебника, рассказом учителя на уроке. Упростить задачу запоминание помогает структурирование информации – то есть  определенное  расположение различных элементов информационного массива и создание между ними таких связей, чтобы информация  наиболее хорошо воспринималась учащимися. Таким образом,  задача структурирования информации стоит практически перед каждым учителем, который хочет быть понятым.  Такая же задача стоит и перед учеником, но с целью уменьшения объема запоминаемой информации путем запоминания связей, понимание которых в дальнейшем поможет восстановить всю информацию.

Цель данной работы -  продемонстрировать примеры структурирования информации, облегающие  восприятие учащимися предлагаемого материала  и упрощающие его запоминание и дальнейшее воспроизведение.

В качестве основных структур на уроках используются схемы и таблицы. Они могут быть представлены в виде готовых плакатов (дидактический материал к урокам информатики по учебнику Симоновича), выполнены на слайдах презентаций или выстраиваться на доске по ходу объяснения материала. Но во всех случаях  обязательным способом закрепления материала в конце урока является работа по предложенной структуре с акцентированием внимания на связях, позволяющих создать такую структуру и, благодаря ей, развернуть более полную информацию.

Надо отметить, что презентация сама по себе уже является формой структурирования информации, поскольку предполагает отображение на слайде только основных моментов предлагаемого материала, на которые должно быть обращено внимание аудитории. 


Начальная школа. Тема «Передача информации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.     Схема, отображающая устройство компьютера и процесс обработки информации в нем;

2.     Таблица, связывающая информационные процессы, происходящие в компьютере при обработке информации,  с функциональными и блоками конкретными устройствами.

Форма представления данной информации – презентация.

Первый слайд презентации повторяет схему восприятия информации человеком, изученную ранее, включая в нее процессы запоминания и обработки информации.

.

Данная схема позволяет провести аналогию между последовательностью действий, выполняемых при обработке информации человеком и компьютером и показать, что по принципам своего устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.

На следующем слайде представлена функциональная схема компьютера. На схему внесены названия основных функциональных блоков и стрелками показан процесс передачи информации между устройствами. При объяснении материала на схему вносятся названия конкретных устройств, оговаривается функция каждого блока.

 

Далее, в ходе урока, заполняется таблица, полностью приведенная на следующем слайде.

 

При демонстрации презентации строки таблицы появляются на экране последовательно, обсуждаются и фиксируются в тетради.

При закреплении материала сначала на доске рисуются блоки, затем стрелки, показывающие процесс обработки информации с одновременным повторением функций каждого блока, а затем вносятся названия конкретных устройств. Обязательной для запоминания является именно схема, таблица позволяет развернуть при воспроизведении материал урока.

Учитывая важность данной темы в курсе изучения устройства компьютера, учащимся предлагается практическая работа по созданию презентации по всей теме, которая начинается с данной схемы, а затем коротко рассказывает о конкретных устройствах компьютера. Создание презентации предполагает самостоятельное структурирование учащимися информации о назначении и характеристиках устройствах, полученной ими из последующих уроков или любых других источников.


Старшая школа. Тема «Перевод чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями».

При изучении систем счисления важным моментом является запоминание алгоритмов перевода чисел в разные позиционные системы счисления. В ходе нескольких уроков эти алгоритмы записываются в виде формулировок на естественном языке, заучиваются и применяются при решении практических задач. При подготовке к контрольной работе возникает необходимость запоминания конкретных случаев и особенностей применения алгоритмов. Для облегчения этой задачи совместно с учащимися составляется следующая таблица:

Системы счисления

Перевод целой части

Перевод дробной части

Любая ® десятичная

Суммирование по основанию исходной системы. Позиции цифр проставить справа налево 0,1 и т.д.

Суммирование по основанию исходной системы. Позиции цифр проставить слева направо -1, -2  и т.д.

Десятичная ® любая

Деление на основание новой системы. Остатки выписать в обратном порядке.

Умножение на основание новой системы. Целые части результата выписываются в порядке получения.

2n ® 2

Каждую цифру перевести по правилу  10®2 и записать в группу из N позиций, дописывая 0 слева. Выписать группы.

Также, как в целой части

2 ® 2 n

Деление на группы по N справа налево. Перевод каждой группы по правилу 2®10-ую. Выписать полученные цифры.

Деление на группы по N слева направо. В последней группе недостающие 0 дописать в конец группы. Перевод каждой группы по правилу 2®10-ую. Выписать полученные цифры.

 

При составлении таблицы учащимися повторяются конкретные алгоритмы, коротко описанные в таблице, и оговариваются особенности их применения. При знании алгоритмов такая таблица облегчает подготовку к итоговой работе. Задачи перевода встречаются в тестах ЕГЭ и при решении других задач в теме «Представление информации».


Таким образом, структурирование информации – это расположение различных элементов информационного массива и создание между ними таких связей, чтобы он наиболее хорошо воспринимался целевой аудиторией. Структурированию предшествует работа по анализу материала для определения основных моментов, необходимых для запоминания и служащих опорой для дальнейшего воспроизведения информации или ее применения в практических целях, а также выявление связей между этими понятиями.

Конечной задачей структурирования является облегчение восприятия теоретического материала, его запоминания и последующего воспроизведения или применения.

Структурирование может применяться как при изложении материала на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся (конспекты, таблицы, презентации).

Структурированная информация может быть представлена в форме схемы, таблицы, презентации, списка.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!