Методическая разработка "Объем графического файла"

10 сентября 2013 - Елена Бычкова
Методическая разработка "Объем графического файла"

Методическая разработка урока.

Тема: «Определение объема графического файла».

Предмет: Информатика и ИКТ.
 10 класс, информационно-технологический профиль.

 

Цель урока: Формирование представления учащихся о параметрах растровых  изображений,  влияющих на объем графического файла.

 

Задачи урока:

? Ознакомить учащихся с параметрами растровых изображений;

? Развить умение определять и изменять  параметры растровых изображений;

? Создать условия для развития умения анализировать полученную информацию, делать выводы;

? Создать условия для формирования навыка работы с google-диском

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

? Формирование у обучающихся целостного представления о параметрах растровых изображений.

Метапредметные:

? Развитие умения устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать выводы;

? Развитие компетентности в области использования ИКТ для обработки графической информации.

 

Программное обеспечение урока:

1.      Графический редактор Paint.

2.     Google Chrome

 

 



 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя, содержание учебного материала

Деятельность учащихся

 

Повторение пройденного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инициация и актуализация нового материала

 

 

Вхождение в тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала (самостоятельно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение сведений по теме «Объем графического файла», рефлексия.

 

 

На прошлых уроке мы изучали представление текстовой информации и рассматривали формулу определения объема текстовой информации. Вспомним, как определяется и от чего зависит объем текстовой информации

 

 

 

 

 

 

Мы также рассматривали каким образом с помощью двоичного кодирования представляется растровое графическое изображение

 

 

Сегодня вы будете самостоятельно выяснять  какие  параметры растрового изображения влияют на объем графического файла, а что не оказывает влияния.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» –– эта народная мудрость в век компьтеризации вновь приобретает актуальность. Можно сто раз говорить, что надо экономить дисковое пространство, что большие файлы долго загружаются, но мощный друг-компьютер все равно все делает быстрее человека и как бы опровергает ваши доводы. Ну что ж, попробум с его же помощью наглядно убедиться что файлы действительно имеют разный «объем» –– занимают разное количество дискового пространства в зависимости от того, какие параметры изображения мы используем при сохранении файла. Предположите, какие параметры влияют на объем файла?

 

Вы получили алгоритмы выполнения лабораторной работы, целью которой является определение тех параметров растрового изображения, которые влияют на объем записываемого файла. Результатом вашей работы будет

 1. Ваша таблица с результатами исследования  «параметры» - «объем файла»,

2. Общая таблица с результатами такого исследования.

3 Вывод о параметрах, влияющих на объем графического файла и параметрах, не оказывающих никакого влияния. 

Заметим, т.к. цель работы –– размер файла, то его художественная ценность, т.е. тематика рисунка нас мало интересует. Это может быть кот или машина или вообще набор геометрических фигур

По завершению работы на доске отображается таблица, отображающая результаты исследований. Учащимся предлагается  проанализировать таблицу сделать выводы из полученных данных, записать их в тетрадь и сдать терадь для проверки выполненного задания.

Учащимся предлагается озвучить сделанные выводы и формулируется общий вывод. Обсуждаются выводы, сформулированные учащимися.  По аналогии с объемом текстового файла предлагается предположить, как могла бы выглядеть формула объема графического файла. Оговаривается, что эта формула будет темой следующего урока.

По ответам учащихся на доске выписываются формулы  для определения объема текстовой информации:

  1. Количество символов * информационный объем символа
  2. Мощность алфавита = 2информационный объем символа

 

 

По ответам учащихся восстанавливается схема: изображение – пиксели – цвет - двоичный код цвета.

 

Запись темы урока в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможно устное обсуждение или запись на доске предполагаемых параметров, среди которых могут встречаться и неверные, например, «что нарисовано»

 

 

 

Учащиеся выполняют работу по алгоритму (приложение 1), вносят данные в тетрадь и в таблицу, заранее открытую на каждом компьютере по сохраненной ссылке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По ответам учащихся на доске записываются 2 столбика с параметрами.

Оказывают влияние: размер изображения

                                     используемая палитра

не оказывают влияния: содержание

                                         количество используемых цветов

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 


Приложение 1.

Что сделать

Как сделать

Установить размер листа

1.     Выбрать последовательно пункты меню файлсвойства

2.     В диалоговом окне установить размер в см, указав 20 на 26

Установить черно-белую палитру

1.     Выбрать последовательно пункты меню файлсвойства

2.     В диалоговом окне установить черно-белую палитру

Нарисовать черно-белый рисунок

Использовать инструменты редактора

Сохранить рисунок под именем F1.bmp –– черно-белый рисунок, сохраненный как черно-белый

1.     Выбрать последовательно пункты меню FILESAVE AS

2.     В диалоговом окне выбрать нужную папку, указать имя файла

Установить цветную палитру

1.     Выбрать последовательно пункты меню IMAGEATTRIBUTES

2.     В диалоговом окне установить цветную палитру указав COLOR

Ничего не изменяя в рисунке сохранить рисунок под именем F2.bmp –– черно-белый рисунок, сохраненный как цветной рисунок

1.     Выбрать последовательно пункты меню FILESAVE AS

2.     В диалоговом окне выбрать нужную папку, указать имя файла

Разукрасьте рисунок по желанию

Используйте инструменты «Палитра» и «Заливка»

Сохранить рисунок под именем F3.bmp –– цветной рисунок, сохраненный как цветной

1.     Выбрать последовательно пункты меню FILESAVE AS

2.     В диалоговом окне выбрать нужную папку, указать имя файла

Заметим, что рисунок занимает не весь лист, а лишь какую-то его часть. Уберем «лишний» пустой фон

Инструментами «Ножницы» как можно точнее выделим только рисунок и запомним его в буфере обмена, выполнив команду

EDITCUT

Подготовим новый лист

1.     Выбрать последовательно пункты меню IMAGEATTRIBUTES

2.     В диалоговом окне установить размер в см, указав 1 на 1

3.     В диалоговом окне установить цветную палитру указав COLOR

Вставим в новый лист наш рисунок

1.     Выполниить команду EDITPASTE

2.     ПК предупредит, что размер рисунка больше, чем размер нового листа и спросит надо ли увеличить размер листа. Смело отвечайте YES

Сохраним теперь рисунок под именем F4.bmp –– цветной рисунок на малом фоне

1.     Выбрать последовательно пункты меню FILESAVE AS

2.     В диалоговом окне выбрать нужную папку, указать имя файла

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!